Свежие комментарии

Российский флот-2020: в цехах и на морских полигонах

Российский флот-2020: в цехах и на морских полигонах

Российский флот-2020: в цехах и на морских полигонах

В конце ушедшего 2020 года мы рассказали о поступлении новой техники на вооружение ВМФ России. И теперь, как тогда обещали, пришла очередь подытожить итоги в кораблестроении, испытаниях вооружений. А поведать есть о чём.

И, наверное, нужно начать с заложенных или спущенных на воду в 2020 году кораблях и подлодках. 12 марта на предприятии "Северная верфь" был спущен на воду корвет проекта 20380 "Ретивый". Он будет первым корветом проекта, который, как ожидается, в конце 2021 года войдёт в состав Черноморского флота. 22 мая на той же "Северной верфи" был спущен на воду фрегат "Адмирал Головко". Это второй серийный и третий в линейке фрегат проекта 22350. Как и "Горшков" и "Касатонов", в 2022 году он пополнит Северный флот. Но главное в "Адмирале Головко" не это. Впрочем, всему своё время.

Российский флот-2020: в цехах и на морских полигонахФрегат "Адмирал Головко"
Российский флот-2020: в цехах и на морских полигонахКорвет "Ретивый"

А 20 июля состоялось событие, которое говорит о притязаниях России на мировой океан. На судостроительном заводе "Залив" в Керчи в присутствии президента России Владимира Путина состоялась закладка двух универсальных десантных кораблей "Иван Рогов" и "Митрофан Москаленко" проекта 23900. Почему это важно? Это первые УДК не только для России, но и для СССР. Конечно, сразу вспоминаются "Мистрали", но это, всё же, лицензионный проект.

И нельзя сказать, что эпопея с ними закончилась впустую: промышленность получила ценные знания и технологии, а Франция выплатила и даже немного перевыплатила неустойку.

Российский флот-2020: в цехах и на морских полигонахКомпьютерное изображение УДК проекта 23900

УДК являются одним из классов кораблей, после новостей о закладке которого можно сказать: страна возвращается в океан. Это плавучая база с вертолетами, сотнями морпехов, бронетехникой, десантными катерами, с борта которой можно координировать действия корабельного соединения. 

Таким кораблям нечего делать у своих берегов, это исключительно инструмент проекции силы. Высадить десант, намекнуть на неправильные действия, эвакуировать своих или чужих (если кто-то попросит) граждан – да мало какая работа найдётся для них. Кстати, служить они будут на Тихоокеанском флоте, а войти в его состав должны в 2025 и 2027 годах.

10 июля на ходовые испытания в Японском море вышел модернизированный фрегат "Маршал Шапошников" проекта 1155. Изначально он числился как БПК, но новая классификация и модернизация позволили отнести его к фрегатам. И масштаб изменений внушает уважение: одно из носовых орудий АК-100 заменено на два модуля 3С14 на 16 ракет, оставшееся заменено на более современное АК-190, ракетоторпеды "Раструб" заменены на ПКР Х-35У в двух ПУ по 4 ракеты.

Российский флот-2020: в цехах и на морских полигонах

Модернизированы или заменены системы навигации, связи, РЛС, комплексы РЭБ, радиотехнической разведки (РТР), проведён капитальный ремонт двигательной установки, вновь изготовлены более 20% надстройки, частично заменены магистральные кабельные трассы. Пожалуй, самым слабым местом модернизации стало оставление ЗРК малой дальности "Кинжал". На борт напрашивался если не "Редут", то хотя бы "Штиль". Но даже в таком виде боевые возможности "Маршала Шапошникова" заметно возросли, и уже в этом году он усилит ТОФ.

И сейчас пора рассказать, что же такого важного в "Адмирале Головко". Пожалуй, все (или хотя бы большинство) из нас знают, что российское кораблестроение частично зависело от украинских газотурбинных установок (ГТУ). Сначала это были двигатели целиком, а затем редукторы к ним. Сборка представляла собой сложную логистическую схему с отправкой двигателя из рыбинского "ОДК-Сатурн" на предприятие "Зоря-Машпроект" на Украине, где в него устанавливали редуктор, "прогоняли" на стенде и отправляли обратно в Россию. Это само по себе не очень удобно, а после известных событий 2014 года появились неиллюзорные риски стать заложниками прихотей новой украинской власти.

Собственно, это и произошло. Благо, курс на импортозамещение был взят почти сразу. И в ноябре 2020 года труды вылились в отправку заказчику дизель-газотурбиного агрегата М55Р с газотурбинным двигателем М90ФР максимальной мощностью 27 500 лошадиных сил. Это полностью российская двигательная установка, превосходящая по характеристикам зарубежные аналоги. А потенциал модернизации позволяет в будущем ставить её в более крупные корабли. Значение этого события огромно, ибо теперь темпы строительства и ввода в строй новых кораблей должны возрасти.

Российский флот-2020: в цехах и на морских полигонах

Помимо новых двигателей, российские корабли осваивали и новые "ареалы обитания". МРК "Одинцово" провёл несколько месяцев в Баренцевом и Белом морях. Он успешно прошёл все этапы испытаний в суровых условиях, в том числе ракетные и артиллерийские стрельбы. Теперь МРК проекта 22800 могут, в случае необходимости, усилить корабельную группировку в Арктике.

Кстати, Северный флот получил статус военного округа, то есть междвидового соединения. Указ об этом вступил в силу 1 января уже этого года, но подписан он был 5 июня, поэтому это событие можно включить в итоги 2020 года. Придание флоту такого статуса оправдано, ведь не новость, что на российскую Арктику положили глаз западные партнёры. Точнее, их интересуют полезные ископаемые арктического шельфа, и намёки "Делитесь с нами" звучат всё чаще.

8 декабря с Суданом было подписано соглашение о создании в городе Порт-Судан российского пункта материально-технического обеспечения. На первый взгляд, мало чем примечательное событие. Однако географическое положение будущей базы – а это именно база – говорит о её важности в свете большой политической игры в регионе.

Российский флот-2020: в цехах и на морских полигонах

Достаточно сказать, что оттуда можно держать под контролем Красное море, большую часть акватории Средиземного и Аравийского морей и добрую треть Африки в придачу. А если учесть, что там могут базироваться корабли и подлодки с ядерной силовой установкой, становится ясно, что наши намерения самые серьезные.

В наши дни всё более актуальным для флотов развитых стран становится внедрение автономных подводных роботов. Их применяют для поиска и уничтожения мин, разведки, как носители специального оборудования, оружия, других задач. Стараются не отставать и российские разработчики.

8 мая автономный необитаемый подводный аппарат "Витязь-Д" установил погрузился в Марианской впадине на глубину 10 028 метров. Это рекорд для полностью автономных подводных роботов. "Витязь-Д" провёл на дне 3 часа, провёл картографирование, фото- и видеосъёмку, получил научные данные и установил вымпел в честь 75-летия победы в Великой Отечественной войне.

Российский флот-2020: в цехах и на морских полигонах

А ведь всего 3-4 тысячи метров – недосягаемая глубина для любых современных противолодочных средств... Только представьте, какие перспективы открываются с подводным беспилотником, способным погружаться на 7-8 километров.

А в Средиземном море патрульный корабль "Дмитрий Рогачев" и тральщик "Иван Антонов" впервые протестировали подводные беспилотных системы "Диамант" и "Александрит-ИСПУМ". С их помощью были обнаружены макеты мин, которые затем были уничтожены артиллерийским огнём. Беспилотные системы разминирования сводят к минимуму риск для личного состава.

Российский флот-2020: в цехах и на морских полигонах"Александрит-ИСПУМ"

Учились российские корабли не только искать, но и ставить мины. Так, для этой роли приспособили МРК проекта 21631. В состав их вооружения вошли морские мины-роботы. Умные боеприпасы отличают "своих" от "чужих", распознают типа плавсредств и после идентификации поражают цель. Теперь "Буяны" могут выставлять минные заграждения и блокировать противнику судоходство. В небольших внутренних акваториях они незаменимы для срочной постановки мин, а сами мины могут автоматически выстраиваться в нужном порядке и атаковать только нужный тип целей.

В июле в Чёрном море моряки испытывали систему мониторинга подводной обстановки с использованием разносредных робототехнических комплексов. Эксперимент должен показать, насколько хорошо они смогут распознавать не только крупные объекты, но и небольших роботов противника. Комплекс состоит из двух автономных необитаемых подводных аппаратов: один с помощью гидролокатора бокового обзора или многолучевого эхолота ищет объекты в акватории и на дне, а второй занимается инспекцией и оснащен фото- и видеосистемой.

Кроме того, также в Чёрном море, но уже в декабре, НИИДАР тестировал систему автоматического освещения надводной обстановки с рабочим названием "Стратегия". Система, использует "спутниковые и наземные автоматические информационные системы, данные различных радиолокационных станций, внутренние каналы передачи объектовой информации флота", загоризонтные РЛС.

Система автоматически обрабатывает данные о принадлежности кораблей, определяет параметры, фиксирует приближение к границам или запрещенным районам. Она способна анализировать и оценивать изменения обстановки. "Стратегия" также может взаимодействовать с техническими средствами от которых получает информацию.

В июне в ЦКБ "Рубин" сообщили о завершении работ по НИР "Суррогат". В её рамках создавался подводный аппарат для имитации акустических портретов субмарин противника. Модульная конструкция имитировать как неатомную, так и атомную подводную лодку, а также вести картографирование местности и разведку.

Российский флот-2020: в цехах и на морских полигонахАНПА "Суррогат"

Вместе с тем, очевидно, что "Суррогат" может применяться не только для имитации подлодок противника на учениях или испытаниях, но и для обмана этого самого противника. В длину аппарат достигает 17 метров, расчетное водоизмещение 40 тонн, глубина погружения — до 600 метров, максимальная скорость — 24 узла, дальность плавания — более 600 морских миль.

Завершены госиспытания новейшего противолодочного комплекса "Ответ", состящего их противолодочных ракетоторпед 91Р1 из семейства "Калибр". В головной части 91Р1 находится малогабаритная самонаводящаяся торпеда. Долетев в район поиска цели, ракета сбрасывает её в воду на парашюте, далее торпеда действует самостоятельно.

Российский флот-2020: в цехах и на морских полигонах91Р1

Их можно запускать из пусковых установок 3С14 или 533-мм торпедных аппаратов. А это значит, что теоретически противолодочные функции могут выполнять самые маленькие МРК и ДЭПЛ – в случае с МРК нужно лишь внешнее целеуказание. Также завершены госиспытания новейшей торпеды для подводных лодок. Конкретная модель не уточнялась, но вероятно, речь идёт об УЭТ-1.

А чтобы субмарины сами не были обнаружены, их оснастят РЭБ-буями "Бурак-М". Они блокируют вражеским буям связь, из-за чего те не могут сообщить о проходе подлодки. Сейчас "Бурак-М" проходит испытания. 

Российский флот-2020: в цехах и на морских полигонах"Бурак-М"

Ну и, конечно, "вишенкой на торте" стали испытания гиперзвуковой ПКР 3М22 "Циркон". В прошлом году её, наконец, явили миру, три раза запустив с борта фрегата "Адмирал Горшков". Но, само собой, часть пусков не афишируется. Начало вооружения им ожидается в 2022 году, и это станет очень большой головной болью для потенциального противника. Ведь характеристики "Циркона" таковы, что он ещё очень долго будет несбиваем для любых средств ПВО.

Большим событием для Тихоокеанского флота стал первый пуск БРПЛ "Булава" с борта стратегического ракетоносца "Владимир Мономах" 12 декабря. Да какой – сразу залп из четырёх ракет. Они успешно достигли полигона "Чижа" в Архангельской области. Именно его неготовность, а также неготовность береговой инфраструктуры были причинами того, почему с ТОФ не запускали "Булавы". Но сейчас в целом всё налажено.

Как видно, ни корабелы, ни флот не сидят без дела. Закладываются новые боевые единицы, испытывается новое оружие, системы. О многих из них хочется рассказать более подробно, особенно о беспилотных аппаратах, системах слежения. Но материал и так немного затянулся, несмотря на изначально планируемую краткость изложения. Впрочем, отрасль живёт и развивается. С проблемами, ошибками – но движется вперед. А это самое важное.

Специально для КОНТа статья дополнена изображениями. Статья является собственностью проекта Мировая Политика. , читай эту статью и множество других интересных материалов и новостей!

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх