Свежие комментарии

Уникальный российский экранолет станет грозой ВМС США в Арктике

Уникальный российский экранолет станет грозой ВМС США в Арктике

alt

Недавняя «суэцкая пробка» привлекла повышенное внимание к Северному морскому пути. Несмотря на большой потенциал этой водной артерии, для его раскрытия требуется значительное время и огромные инвестиции в инфраструктуру. Данный маршрут общей длиной в 14 тысяч километров, пролегающий в суровых арктических условиях, также необходимо охранять и регулярно патрулировать, иметь возможность оперативно произвести поисково-спасательную операцию, чтобы морские перевозчики чувствовали себя под надежной защитой со стороны России. И у нашей страны есть что им предложить.

Возможно, оптимальным решением будет создание серии экранопланов, своеобразных гибридов воздушных и морских судов, которые взяли большую часть достоинств обоих видов транспорта, но и, к сожалению, некоторые недостатки. Что же такое экранопланы, и почему они будут на своем месте на Северном морском пути?

Экраноплан – это многорежимное судно, которое в своём основном эксплуатационном режиме летит с использованием «экранного эффекта» над водной или иной поверхностью, без постоянного контакта с ней, и поддерживается в воздухе, главным образом, аэродинамической подъёмной силой, генерируемой на воздушном крыле (крыльях), корпусе или их частях за счёт взаимодействия с воздухом, отраженным от подстилающей поверхности.

Советский экраноплан «Лунь» имел длину в 74 метра при размахе крыльев в 44 метра, его скорость составляла 500 км/ч, и он способен был перемещаться на расстояние в 2000 км. Максимальная взлетная масса составляла 380 тонн. Экраноплан может летать как над морем, так и над равнинной сушей. От самолета он взял большую скорость, а от корабля – высокую грузоподъемность. «Лунь» был первым и, увы, единственным в серии боевых экранопланов, заказанных Минобороны СССР. Они все должны были вооружаться противокорабельными ракетами «Москит» по 6 штук на борту. Высокая, по сравнению с кораблем, скорость передвижения, помноженная на низкую высоту полета (до 5 метров над уровнем моря), по идее должны были сделать «Лунь» и его собратьев «убийцами авианосцев». К сожалению, имели экранопланы и свои достаточно серьезные недостатки. Пожалуй, к самым серьезным из них можно отнести очень низкую маневренность, а также опасность полета на экстремально низких высотах, которые могут привести к катастрофам. Достаточно «чиркнуть» крылом по воде, и ЧП обеспечено.

Почему же Минобороны РФ сегодня возвращается к этой старой идее? Дело в том, что в нашей стране одновременно разрабатывается несколько интересных проектов, которые могут быть востребованы именно в условиях Севморпути, а также выполнять еще массу полезных задач.

«Орлан»


Это экраноплан, разрабатываемый для условий Арктики по заказу российских военных нижегородским ЦКБ им. Алексеева. Точные его тактико-технические характеристики неизвестны, но можно предположить, что отечественные конструкторы учитывали советский опыт. Вероятнее всего, «Орлан» будет значительно меньше и легче «Луня», благодаря возможности использования современных композитных материалов и прочего оборудования. Вместо шести ПКР «Москит» массой в 4500 килограмм каждая будут использоваться либо более легкие крылатые ракеты «Калибр», либо противокорабельные «Оникс». Из-за сниженной массы экраноплана можно будет установить меньшее количество двигателей, что приведет к экономии топлива и увеличении радиуса полета.

Таким образом, боевой экраноплан сможет безопасно вести патрулирование Северного морского пути, а также атаковать ракетами морские и наземные цели, по факту функционально подменяя собой морскую авиацию. Вероятно, данные необычные летательные аппараты возможно будет привлечь и к противолодочной борьбе. Помимо этого, «Орланы» смогут использоваться в поисково-спасательных операциях, свободно садясь и на сушу, и на ледяной покров, и на морскую поверхность.

Бе-2500


Это еще более интересный и перспективный российский проект уже не простого экраноплана, а экранолета. Разрабатывающий его Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева так описывает потенциал использования необычного гибридного судна:
Концепция сверхтяжёлого гидросамолёта предусматривает выполнение полётов как в экранном, над океанской поверхностью, так и высотном режимах. Бе-2500 станет идеальной платформой для доставки космических кораблей в верхние слои атмосферы экваториальной зоны Земли.

В отличие от «Орлана», Бе-2500 сможет отрываться от поверхности и взлетать на высоту в несколько километров, преодолевая любые препятствия и одновременно повышая свою топливную эффективность. При взлетной массе в 2500 тонн, экранолет должен поднимать в воздух до 1000 тонн груза. Дальность полета этого аппарата оценивается в 16 тысяч километров, то есть, ему под силу будет одолеть всю протяженность Северного морского пути в беспосадочном режиме за одно патрулирование. По сути, это получится уже какая-то разновидность одновременно и Дальней, и морской авиации, идеально приспособленной к суровым арктическим условиям. При этом повышенная грузоподъемность позволит набить экранолет под завязку огромным количеством противокорабельных и крылатых ракет, а также средств борьбы с подводными лодками противника. Ну, а возможность использования Бе-2500 в качестве носителя для космических кораблей станет дополнительным приятным бонусом.

Остается только пожелать отечественным разработчикам терпения довести данные летательные аппараты до серии. Они точно не будут лишними.

Let's block ads! (Why?)

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх