Свежие комментарии

Сможет ли Украина приобрести истребитель F-35 и зачем он ей?

Сможет ли Украина приобрести истребитель F-35 и зачем он ей?

Сможет ли Украина приобрести истребитель F-35 и зачем он ей?

После несостоявшегося обновления флота, на Украине с той же решительностью взялись за модернизацию авиации. Планы грандиозные!

Горячие вести летят из украинских сфер военной авиации! Командующий ВВС Украины Сергей Дроздов сообщил, что недалёк тот день, когда украинская авиация получит на вооружение… F-35! Ага, тот самый, американское «чудо-оружие», серийный истребитель пятого поколения.

«Рассматривается на первом этапе самолет типа Gripen. И F-15. В дальнейшем, с углублением отношений с партнерами, переход на современный самолет 5-го поколения F-35» – вот что сказал Дроздов на презентации «Видение воздушных сил-2035». Вот только непонятно: он про F-35 сказал почему-то в единственном числе – «самолёт». Может быть, это просто фигура речи. А может быть, реалистическое осознание финансовых возможностей своей страны: если хорошо вложиться и от души напрячься, то можно перевооружить все ВВСУ на этот очень дорогой американский самолёт. На один. Или даже на два! Или, чем чёрт не шутит… на три?!!

Всё это отдаёт типичной украинской хвастливой гигантоманией – как и «стена Яценюка», «самая сильная армия в Европе» и так далее, и так далее. Но всё-таки, почему украинская авиация почти наверняка не имеет никаких шансов обновить свой парк на новые западные модели?

Начнём с цифр. Шведский многоцелевой истребитель Gripen стоит от 30 до 60 миллионов долларов. Просто вдумайтесь в эти цифры! Заслуженный американский ветеран F-15, в зависимости от модификации, до 136 миллионов долларов. За штуку, да. И, наконец, новейший  F-35 стоит в районе ста миллионов долларов. Внимание, вопрос: сколько таких самолётов могут себе позволить ВВС в стране, где годовой военный бюджет не дотягивает до 5 миллиардов долларов вообще на все рода войск?

Ответ такой: нет, ну чисто в принципе, какое-то очень малое количество купить можно. Скажем, в год покупать самолёта по три-четыре. К этому самому 2035 году будет штук 50…

Возможно, кто-то скажет, что это не так уж плохо – ведь 50 современных самолётов всяко лучше, чем ветхие советские машины. Но! Есть много «но», которые нивелируют даже такой скромный оптимизм.

Итак, включаем реализм и начинаем разрушать сладкие грёзы нищих милитаристов.

Начнём опять с финансового вопроса. Современный самолёт – это не просто относительно примитивная деревянная или алюминиевая конструкция, которую можно держать на грунтовом аэродроме, как во времена Второй Мировой. Нет, вокруг современного реактивного истребителя (а с бомбардировщиками всё ещё сложнее) строится дорогущая и совершенно необходимая инфраструктура: новые аэродромы, базы техобслуживания, лётные школы (напомним, техника абсолютно незнакомая и даже основанная на другой философии , нежели советские машины), а также – кто бы мог подумать? – качественная система ПВО, прикрывающая эти базы ВВС. Всё вместе это куда дороже, чем просто «голый» самолёт.

А ещё нужны боеприпасы – совершенно другие, натовские, бомбы, ракеты, даже снаряды к пушкам. И их нужно много, ведь лётчиков надо тренировать в том числе и на боевых стрельбах. И топливо. И запчасти. Всё то, что в сиротском виде сохранилось на Украине, для этих иностранных машин совершенно не подходит – как несовместимы два стандарта, дюймовый и метрический.

Но всё ещё сложнее, если мы повнимательнее посмотрим на сами эти самолёты – на «шведа» и двух «американцев». Более-менее реальной перспективой пока выглядит только Gripen. И вот почему!

Просто взгляните на список стран-эксплуатантов F-15 – их совсем немного: кроме США, это Япония, Саудовская Аравия, Южная Корея, Израиль. Согласитесь, интуитивно вполне ощущается исключительность каждой из этих стран. Никаких Гондурасов и Габонов, которым бы с барского плеча подарили несколько старых машин, тут нет. США позволяют купить такую машину только самым важным союзникам. Не льстит ли себе Украина, полагая, что она теперь тоже в их числе?.. Ах да, ну и само собой – это всё очень богатые страны. В отличие от.

Про F-35 и говорить нечего: это суперэлитная техника, которую никаким «младшим партнёрам» не продают. И, что очень важно, не дарят! Ведь у украинских идеалистов, видимо, остаётся тайная мечта, что им то ли скидку сделают, то ли списанное старьё в косметическом ремонте подкинут. Не подкинут.

Остаётся Gripen. Истребитель неплохой, современный, но вот незадача – от него отказались сами ВВС Швеции. Заказали двести, приняли сто, «распробовали», потестировали в учебных боях с конкурентами и вероятным противником, и отказались от остальных. Ни в одном бою Gripen не бывал. Баз техобслуживания, кроме как в Швеции, нет. Короче, дорогая игрушка для понтов.

Не хочется поливать грязью технический прогресс, но с F-35 всё тоже очень не гладко в плане технической надёжности. «Вундервафля» регулярно падает по разным непредсказуемым причинам. Хочется представить себе лицо украинского министра обороны, которому доложат, что цацка за сто миллионов долларов разбилась при неудачной посадке!

Но всё это – не главное. Главное – другое: даже если какими-то неимоверными усилиями (ну, примерно такими, какими неустанно модернизируется украинский флот) удастся создать сборную солянку из десятка «Грипенов», пятёрочки «Иглов» и пары «Лайтнингов», то это на обороноспособность Украины в перспективе столкновения с Россией никак не повлияет. С Молдавией — да. Со Словакией – возможно. С Россией – нет. Пропорции абсолютно несопоставимые. Причём даже не в плане, сколько на сколько самолётов разменяется, прежде чем у Украины они кончатся, а просто потому, что их не будут пускать в бой из безумного страха потерять разом сотни миллионов долларов (напомним, что в последней Карабахской войне пилотируемая авиация почти не использовалась именно по этим причинам).

Тогда зачем всё это? Ну, как зачем… Откаты.

https://jpgazeta.ru/smozhet-li...

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх