Свежие комментарии

  • Олег Архипов21 января, 10:33
    Хоть остатки Мотор Сича потом России достанутся.Китай отомстил Ук...
  • Анатолий ashkourin18 января, 21:31
    Чем больше шкаф,тем громче он падает...Непотопляемым может быть только испанский маяк,говорил Задорнов.Зачем им всем ави...
  • Владимир Ильин18 января, 14:59
    Это - не новость! Запад всегда пытался и пытается не допустить никаких побед России, но это ему редко удаётся!Стратегический вы...

Как создавались противокорабельные ракеты семейства «Щука»

Как создавались противокорабельные ракеты семейства «Щука»

Как создавались противокорабельные ракеты семейства «Щука»
Управляемая бомба Hs 293A1. Под корпусом подвешен разгонный двигатель, что роднит бомбу с ракетами. Фото Wikimedia Commons



В 1958 г. на вооружение нескольких типов советских боевых кораблей поступил первый отечественный противокорабельный ракетный комплекс П-1 «Стрела», оснащенный управляемой ракетой КСЩ. На создание и внедрение первой отечественной ПКР потратили около десяти лет, и за это время создали несколько проектов разного назначения.

Иностранный след


По итогам Великой Отечественной войны СССР получил доступ к массе перспективных германских разработок, в т.ч. в области авиационных средств поражения. В частности, советские специалисты смогли изучить управляемые бомбы Hs 293 и Hs 294 фирмы Henschel. Это оружие заинтересовало военных и получило шанс на дальнейшее развитие.

В 1947 г. КБ-2 министерства сельскохозяйственного машиностроения по заказу Минобороны провело несколько тестовых сбросов бомбы Hs 293A1. Предполагалось уточнить характеристики изделия, выполнить его доводку и, при получении положительных результатов, наладить собственное производство. В минимальные сроки наша авиация могла бы получить принципиально новое эффективное оружие.

На испытаниях в качестве носителя использовался бомбардировщик Ту-2, оснащавшийся средствами управления немецкой и советской сборки.

Испытания показали, что бомба не отличается высокими летными и боевыми качествами – и не представляет большого интереса для ВВС или ВМФ СССР. Работы по Hs 293 в исходном виде остановили; запуск производства отменили.

14 апреля 1948 г. Совмин поручил КБ-2 разработать «реактивную авиационную морскую торпеду» РАМТ-1400, шифр «Щука». В основу проекта следовало положить идеи и решения от Hs 293. При этом к новой «торпеде» предъявлялись более строгие требования. По сути, заказчик хотел получить полноценную ракету с самонаведением и необычной «ныряющей» боевой частью.

Как создавались противокорабельные ракеты семейства «Щука»
Конструкция и компоновка "торпеды" РАМТ-1400А. Графика Airwar.ru


КБ-2 достаточно быстро сформировало общий облик будущей РАМТ-1400. Примечательно, что это изделие как внешне, так и по своей конструкции кардинально отличалось от бомбы Hs 293, но была похожа на другую зарубежную разработку. Существует версия, объясняющая это обстоятельство. Согласно ей, в то время советская разведка смогла добыть данные об американском проекте Kingfisher. Наработки из США посчитали более удачными и перспективными, что и привело к сходству «Щуки» и ракеты AUM-N-6. Материалы по немецкой бомбе за ненадобностью отправили в архив.

Радиоуправляемая «Щука-А»


По требованию армии, РАМТ-1400 следовало оснастить активной радиолокационной головкой самонаведения. В КБ-2 опасались, что создание такой ГСН будет слишком сложным и займет много времени. В связи с этим появилось предложение о разработке двух унифицированных «торпед». Изделие РАМТ-1400А «Щука-А» предложили оснастить радиокомандным наведением, а РАМТ-1400Б должно было получить ГСН. В конце 1949 г. это предложение одобрил Совмин.

Проект «Щука-А» предлагал строительство самолета-снаряда длиной 6,7 м с прямым крылом размахом 4 м, оснащенным интерцепторами. Внутри цилиндрического фюзеляжа помещались все необходимые агрегаты, в т.ч. баки для топлива и окислителя, а также жидкостный ракетный двигатель. На хвосте разместили V-образное оперение с рулями. Под головной частью фюзеляжа, перед крылом, подвесили отделяемую «ныряющую» боевую часть массой до 650 кг с 320 кг взрывчатого вещества. Стартовый вес ракеты достигал 2 т. По расчетам, обеспечивался высокоскоростной дозвуковой полет на дальность до 60 км.

Отработка планера и отдельных систем «Щуки» осуществлялась в 1949 г. До конца года выполнили 14 испытательных пусков с самолета Ту-2, причем опытные ракеты не имели радиоаппаратуры и управлялись автопилотом. В 1950 г. ракету проверили в полете с системой управления от Hs 293. Только в середине следующего года начались испытания «Щуки-А» со штатной аппаратурой управления «КРУ-Щука».

Как создавались противокорабельные ракеты семейства «Щука»
Схема изделия РАМТ-1400Б. Графика Авиару.рф


«Авиационную торпеду» предлагалось сбрасывать с самолета-носителя и затем следить за ее полетом при помощи бортовой РЛС. Аппаратура носителя в ручном или полуавтоматическом режиме должна была вырабатывать и передавать команды для выполнения полета. Задачей оператора-наводчика являлось приведение ракеты в точку в 60 м от корабля. При падении БЧ отделялась и поражала цель в подводную часть.

В конце 1951 г. на базе КБ-2 был создан ГосНИИ-642. В следующем году эта организация провела 15 запусков РАМТ-1400А с бомбардировщиков Ту-2 и Ил-28, из них 8 успешных. На этом этапе появилось предложение о создании новой модификации ракеты с усиленной боевой частью, пригодной для поражения наземных целей. Этот проект не довели даже до испытаний.

Торпеда с самонаведением


Параллельно с «Щукой-А» шла разработка более совершенной «торпеды» РАМТ-1400Б. За разработку ГСН «РГ-Щука» отвечал НИИ-885, столкнувшийся с серьезными трудностями. Из-за этого первые пуски РАМТ-1400Б провели только в 1953 г., причем ракета несла только радиовысотомер и не имела ГСН. Изделия с полным комплектом аппаратуры впервые полетели весной 1954 г. Новая АРГСН не в полной мере справилась с задачей: радиосигнал отражался от воды и срывал наведение.

«Щука-Б» была незначительно длиннее «Щуки-А», но получила крыло размахом 4,55 м. Масса при этом сократилась до 1,9 т. Летные характеристики остались прежними, боевая нагрузка не изменилась.

Как создавались противокорабельные ракеты семейства «Щука»
Ракета КСЩ в стартовом положении. Фото Авиару.рф


После сброса «торпеда» с ГСН должна была самостоятельно опускаться на высоту 60 м и выполнять горизонтальный полет при помощи автопилота и радиовысотомера. В 10-20 км от цели включалась АРГСН, обеспечивавшая выход в точку упреждения. На дистанции 750 м ракета переходила в пикирование и падала в воду в 50-60 м от цели.

Корабельный снаряд


3 февраля 1956 г. Совмин по результатам испытаний постановил, что ракета «Щука-А» с радиокомандным наведением не подлежит принятию на вооружение. Более сложную «Щуку-Б» решили не дорабатывать, и на этом разработка авиационных противокорабельных ракет прекратилась. Впрочем, к этому времени шли работы по альтернативному проекту.

В 1954 г. ЦКБ-53 предложило проект установки ракет «Щука» на эсминцы пр. 30-бис. Это предложение получило одобрение, и в конце года Совмин поручил ГосНИИ-642 разработать новую модификацию «торпеды» РАМТ-1400Б для установки на корабли. Этот проект получил название КСЩ («Корабельный снаряд «Щука»). Параллельно задавалась разработка пусковой установки и других компонентов для кораблей.

Исходный планер переделали под установку турбореактивного двигателя АМ-5А и новых баков. В хвостовой части добавили узел установки стартового твердотопливного двигателя. Создали новое стреловидное крыло с механизмом складывания. Общая длина ракеты КСЩ достигла 7,7 м, размах крыла – 4,2 м (менее 2 м в сложенном виде). Полная масса изделия – 2,9 т, из них 620 кг приходилось на «ныряющую» БЧ. Скоростные характеристики остались на прежнем уровне, а расчетная дальность выросла до 100 км.

КСЩ должна была получить АРГСН типа «РГ-Щука», созданную ранее и доведенную до работоспособного состояния. В связи с этим профиль полета и способы наведения на цель оставались теми же, что и у изделия «Щука-Б» – с поправкой на взлет с корабля при помощи стартового двигателя.

Как создавались противокорабельные ракеты семейства «Щука»
Пусковая установка для КСЩ на корабле-носителе. Фото Ship.bsu.by


Для КСЩ разработали рельсовую пусковую установку СМ-59 на основе поворотной платформы. Также корабль-носитель должен был получать приборы для выработки данных для стрельбы, средства управления пуском, устройства для хранения ракет и кран для их установки на направляющую.

Первый пуск корабельной «Щуки» с наземной пусковой установки состоялся в июне 1956 г. Вскоре состоялось еще три успешных пуска, и все опытные изделия показали себя хорошо. В феврале 1957 г. начались стрельбы с опытового судна, которым стал доработанный эсминец «Бедовый» пр. 56. Он нес одну установку СМ-59 и боекомплект из семи ракет.

Первый пуск 3 февраля завершился неудачей из-за отказа автопилота. Следующее опытное изделие успешно поразило плавучую мишень. Затем было несколько неудачных и успешных пусков, а в начале сентября КСЩ поразила телеуправляемый катер, двигавшийся со скоростью 30 узлов.

Ракета на службе


По результатам испытаний ракета КСЩ в составе комплекса П-1 «Стрела» была рекомендована к принятию на вооружение. В 1958 г. вышло соответствующее постановление Совмина. К этому времени было начато строительство кораблей-носителей для нового оружия.

Первыми носителями П-1 и КСЩ стали эсминцы пр. 56-М/ЭМ – «Бедовый», «Прозорливый», «Неуловимый» и «Неудержимый». Они получали по одной пусковой установке на корме и несли боезапас до 8 ракет. На основе существующего пр. 57 был разработан эсминец «57-бис». Изначально его планировалось оснастить двумя установками СМ-59, но затем пришлось оставить только одну на корме. По пр. 57-бис построили девять кораблей.

Как создавались противокорабельные ракеты семейства «Щука»
Эсминец "Неуловимый" пр. 56-М незадолго до модернизации, 1970 г. Фото КВМФ Великобритании


Эсминцы с управляемым ракетным вооружением служили в составе всех основных флотов ВМФ СССР. Их активно привлекали к учениям и к боевой службе. За годы эксплуатации корабли неоднократно показывали все преимущества ракетного оружия перед системами других классов. Закономерным результатом этого стала разработка новых противокорабельных ракетных комплексов.

К середине шестидесятых годов ракета КСЩ морально устарела, и ей на замену создавались новые образцы. В связи с этим было принято решение о ее снятии с вооружения и о переоснащении кораблей-носителей. Эсминцы пр. 56-Э/ЭМ переделывались по пр. 56-У. Изделие СМ-59 снималось с них и заменялось 76-мм артиллерийской установкой. Корабли типа «57-бис» при перестройке в «57-А» получали пусковую установку комплекса «Волна».

Последние пуски ракет КСЩ состоялись в 1971 г. Эсминец «Неуловимый» Черноморского флота последовательно запустил пять таких изделий и обеспечил тренировку расчетов зенитных комплексов. Примечательно, что ракеты на штатной высоте полета успешно прорвались к условной цели и не были сбиты. Вскоре после этих мероприятий «Неуловимый» отправился на модернизацию по пр. 56-У.

Первая, но не последняя


Работы над перспективной противокорабельной ракетой «Щука» начались в конце сороковых годов и основывались на зарубежных наработках. В дальнейшем проект неоднократно изменялся и дорабатывался, а также изменялось его предназначение. В итоге боевая авиация не получила свою ракету, но аналогичное оружие сделали для флота.

Процесс создания «Щуки» нескольких версий занял немало времени и потребовал больших трат. Однако с его помощью удалось наработать необходимый опыт и использовать его при создании следующих ракетных комплексов, авиационных и корабельных. В начале семидесятых КСЩ сняли с вооружения – и место этой ракеты на кораблях заняли более совершенные изделия.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх