Свежие комментарии

  • Горбатюк Валерий
    Если не уймутся, мы и надувные матрасы цирконами и калибрами укомплектуем, пусть заранее вешаются :)National Interest...
  • Горбатюк Валерий
    А что, этот порт еще жив??? Непорядок, срочно надо угробить :)Прибалты готовы з...
  • Владимир Eвтеев
    Что за Эребуни? Это что за город? Есть Ереван. И плевавть, как его зовут армяне. Иранцы столицу зовут Техран,...Снабжение российс...

Самый маленький танк Второй мировой

Самый маленький танк Второй мировой

Самый маленький танк Второй мировой

До начала Великой Отечественной войны на вооружение Красной Армии был принят целый ряд легких плавающих танков (Т-37, Т-38, Т-40), основным назначением которых была разведка и поддержка частей пехоты при форсировании водных преград. Как танки-амфибии они впервые использовались в ходе советско-финляндской войны. А вот в первые месяцы Великой Отечественной эти машины с пулеметным вооружением и тонким противопульным бронированием стали использовать как обычные сухопутные танки для атаки противника. Результаты оказались весьма печальными. 

Место плавающих танков в производстве должны были занять Т-34 и Т-50. Так, московскому заводу № 37 было поручено перейти с выпуска танка Т-40 к производству более совершенного танка Т-50. Танк Т-50 действительно по праву мог стать одним из лучших легких танков Великой Отечественной войны, однако развернуть широкое производство этой хорошо вооруженной и защищенной (для класса легких танков) машины помешала война. Главный конструктор завода № 37 Николай Александрович Астров, создавший и организовавший производство плавающих танков прекрасно понимал, что быстрый переход от производства Т-40 к выпуску Т-50 невозможен На свой страх и риск он принял решение в сжатый срок переработать Т-40 и создать на его базе легкий танк, удовлетворявший требования фронта.

Фактически это был тот же Т-40, превращенный в сухопутный танк.  Эта машина известна как Т-30. Всего за сентябрь было выпущено 200 единиц; за октябрь – 138. Из этого числа в действующую армию на Московском направлении были отправлены 308 танков. Затем последовала эвакуация предприятия и вновь к выпуску танка вернулись в начале 1942 г., когда за два первых месяца года в Кирове были выпущены еще 247 единиц.

Одновременно велись работы по усилению броневой защиты машины. Так появился танк Т-60. От Т-30 новый танк отличался более низким силуэтом. Значительно были уменьшены размеры башни и усилено бронирование машины. На относительно небольших (до 500 метров) дистанциях автоматическая пушка ТНШ могла в ряде случаев пробить бортовую броню даже средних танков. Боекомплект состоял из 752 выстрелов.  В качестве дополнительного вооружения в башне был установлен пулемет ДТ-29. (боекомплект 15 дисков емкостью 63 патрона каждый). На Т-60 устанавливался двигатель мощностью 70 л.с.  Максимальная скорость достигала 42 км/ч. Экипаж состоял из двух человек.

 Т-60 в силу нехватки средних и тяжелых танков активно использовались до второй половины 1942 г. В танковых боях у Т-60 оставалось все меньше шансов в противостоянии с танками противника, зато немецкой пехоте и легким САУ этот подвижный и малозаметный танк при грамотном применении мог принести немало бед. Так, маршал бронетанковых войск М. Е. Катуков в своих воспоминаниях приводит эпизод, когда в боях на Воронежском направлении летом 1942 г. два Т-60, скрываясь во ржи, вышли в тыл наступавшей немецкой пехоте и огнем из автоматических пушек обратили противника в бегство.

Постепенно Т-60 оставалось все меньше и танк-малютка уступал свое место более мощным Т-70 и Т-80. При этом быстрое развитие противотанковых средств делало легкие танки в принципе чрезвычайно уязвимыми, поэтому выпуск этого класса бронетехники в СССР в отличие от Германии в 1943 г. был прекращен. Одной из последних операций, где в относительно большом количестве были задействованы Т-60 стали бои по полному снятию блокады Ленинграда в январе 1944 г. В дальнейшем отдельные танки Т-60 продолжали находиться в войсках, но в силу своей уязвимости применялись лишь эпизодически. На базе Т-60 выпускались тягачи и самоходные установки реактивных снарядов. 

 

Юрий Старшов

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх