Свежие комментарии

  • Горбатюк Валерий
    Если не уймутся, мы и надувные матрасы цирконами и калибрами укомплектуем, пусть заранее вешаются :)National Interest...
  • Горбатюк Валерий
    А что, этот порт еще жив??? Непорядок, срочно надо угробить :)Прибалты готовы з...
  • Владимир Eвтеев
    Что за Эребуни? Это что за город? Есть Ереван. И плевавть, как его зовут армяне. Иранцы столицу зовут Техран,...Снабжение российс...

Чудо "Белых лебедей": Американцы даже близко не летают

Чудо "Белых лебедей": Американцы даже близко не летают

Чудо "Белых лебедей": Американцы даже близко не летают

Конструкторскому бюро "Туполев" исполняется столько лет, что даже не верится: на его машинах и сегодня стоит русская стратегическая триада. А ведь через что только не проходило ОКБ Туполева за 98 лет своего существования…

Стратегические ядерные силы – это триада: авиация, подводные лодки, наземные комплексы. Но если над субмаринами и шахтными (а также мобильными) ядерными установками трудились и трудятся разные конструкторские бюро, то стратегическая авиация представлена двумя гордыми буквами – "Ту". И Дальняя – ими же. Здесь же, в ОКБ "Туполев", работают сегодня над перспективным авиационным комплексом, который станет основой стратегической авиации в будущем. Туполевские крылья Родины, похоже, собираются быть вечными…

Но самое интересное даже не это. А то, что самолёты Туполева занимают место в авангарде отечественной авиации вот уже почти 100 лет. Без двух. И уступать его, кажется, не собираются.

Привычное слово "впервые" 

Если история российской авиации начиналась с имени Сикорского, то в советское время её почти полностью наполняло имя Туполева. Под этим именем летало более 50 различных типов летательных аппаратов, производившихся серийно. Ни одно КБ до такой цифры даже близко не дотягивалось.

А всего было разработано больше 300 проектов и моделей, включая к тому же водные суда и аэросани.

Но главное, что очень многие из этих проектов, моделей и изделий можно по праву назвать историческими или даже эпохальными. И это не положенные к годовщине громкие слова, а самая что ни на есть реальная реальность.

ТуполевАндрей Николаевич Туполев. Фото Yuri Abramotchkin / Globallookpress   

Сам Андрей Туполев стал живым символом преемственности эпох. Как ракетный конструктор Королёв перенял движение к звёздам от Константина Циолковского, так Туполев был прямым и непосредственным учеником отца русской авиации Николая Жуковского. И вместе они создали первую настоящую научную и конструкторскую базу отечественного авиастроения – Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Собственно, декабрь 1918 года можно по праву считать первым днём рождения туполевского КБ – тогда при ЦАГИ был образован авиационный отдел.

Правда, летавшая на "Ньюпорах" и "Фарманах" русская авиация, на них же отвоевавшая Гражданскую на обеих сторонах, в своей советской ипостаси началась с… аэросаней и катеров-глиссеров. Таковы были первые заказы новой власти.

Но дальше пошло. Октябрь 1923 года – первый полёт самолёта АНТ-1. Май 1924 года – АНТ-2. Август 1925-го – АНТ-3, он же самолёт-разведчик Р-3. Следующий год – бомбардировщик АНТ-4. Ещё год – истребитель АНТ-5.

Сегодня бы такие темпы создания новых моделей авиационной техники!

Оно, конечно, тогда не такие уж сложные были самолётики. Но так и время было другое. И в этом времени туполевские изделия нередко удостаивались слов "впервые в мире". Так что не в простоте или сложности дело. А в идеях и качестве этих идей. 

Несчастливый ТБ-3 

В 1930-е годы КБ Туполева продолжало оставаться на редане мировой авиационной мысли. Правда, самому конструктору пришлось испить из горькой чаши критики – за нескромность и за некоторую, скажем, неразборчивость в финансовой сфере. За второе – а там было нечто, связанное с шепотком, будто Туполев слишком много привёз из зарубежной командировки и вообще как-то неправильно заключал сделки, – он получил обвинение во вредительстве и 15 лет. После года работы в "шарашке" освобождён, но полностью реабилитирован действительно через 15 лет. А за то, что называл самолёты своими инициалами, – практически ничего. Разве что началась тогда кратковременная мода нарекать самолёты вместо имён конструкторов по функционалу. Так тяжёлый бомбардировщик АНТ-6 стал тяжёлым бомбардировщиком ТБ-3.

Ему не повезло, этому самолёту. Очень прогрессивная для своего времени – проект 1925 года – машина сильно морально и технически устарела к 1941 году. Но именно на её долю выпали жертвенные вылеты в начале Великой Отечественной войны, когда они без истребительного прикрытия, на черепашьей в сравнении с "Мессершмиттами" скорости шли бомбить вражеские колонны. И горели…

самолетВосьмимоторный АНТ-20 "Максим Горький". Фото: Russian Look / Globallookpress 

Несчастливая судьба постигла и великолепный в своей громадности восьмимоторный АНТ-20 "Максим Горький". Лучший по тем временам в мире пассажирский лайнер потерпел крушение прямо на глазах у руководства страны и многочисленных зрителей. Не по своей вине – в него случайно врезался слишком зарвавшийся от восторга истребитель. Но… репутация. Хоть и было построено ещё три таких же самолёта, никакой роли в дальнейшей истории авиации они не сыграли… 

Роль в истории 

Зато роль в истории сыграл АНТ-25. Тот самый, на котором был сделан целый ряд рекордов дальности, в том числе первые в мире беспосадочные перелёты в Америку.

Ввиду приближающейся войны туполевское бюро создавало подобные машины в качестве дальних бомбардировщиков. А также бомбардировщиков средних и скоростных. Знаменитые СБ (АНТ-40) затем до 1943 года были основой советской фронтовой бомбардировочной авиации. А не менее знаменитые ТБ-7 (АНТ-42) прославили себя первыми налётами на Берлин в августе 1941 года. Фронтовики благодарно запомнили также пикирующий бомбардировщик Ту-2. Тот не только прошёл всю войну, но и выпускался вплоть до 1952 года, пройдя ещё несколько войн и конфликтов.

Ту-2Фронтовой бомбардировщик Ту-2. Фото: Фёдор Савинцев / ТАСС

Неслучайно именно КБ Туполева поручили скопировать попавший в руки СССР американский бомбардировщик B-29 "Суперкрепость". Кто-то до сих подсмеивается над этим, но на самом деле то копирование было сродни новому проектированию. Поди-ка, повтори сложнейшую конструкцию, созданную на совершенно иной технологической, материальной и элементной базе!

Но основное место в истории туполевские самолёты стали занимать после войны. КБ Туполева заслуженно считалось лидером по разработке тяжёлых бомбардировщиков. Их модификаций было много, но одна из них заняла особое место. Совершивший свой первый полёт ещё 11 ноября 1952 года сверхдальний турбовинтовой бомбардировщик Ту-95 до сих пор остаётся на вооружении российской стратегической авиации!

ТуТу-95МС. Фото: javarman / Shutterstock.com    

Да, конечно, он не раз модернизировался, и в нынешней своей ипостаси Ту-95МС является, по сути, новейшей по начинке машиной. Но всё же какой конструктивно гигантский потенциал был заложен в эту машину, что её и сегодня можно использовать! Причём не как историческое пособие, а как одну из опор стратегической авиации, требованием к которой значится: навести укорот супостату, ежели вдруг что. А для этого пугать его. И он пугается, хоть и кривится ухмылочками про "древнюю развалюху".

И дальние бомбардировщики Ту-22 всё ещё на службе. Правда, тоже настолько обновлённые, что само это обозначение устарело. Но Ту-22М2 и Ту-22М3 до сих пор стоят на вооружении.

ТУДальние бомбардировщики Ту-22М3 ВКС России нанесли массированный авиаудар по объектам террористов в районе города Абу-Камаль сирийской провинции Дейр-эз-Зор. Самолет вылетел из Российской Федерации и преодолел расстояние в 2000 км. В результате удара были ликвидированы опорные пункты, скопления живой силы и техники боевиков. Фото:  Russian Defence Ministry / Globallookpress  

И, наконец, вершина красоты и могущества – стратегический ракетоносец Ту-160. Начатый разработками ещё в 1974 году, он сегодня остаётся самым мощным, самым быстрым и самым дальним стратегическим бомбардировщиком мира. Одна маленькая деталь говорит о нём всё: когда во время плановых патрулирований самые быстрые американские истребители пытаются его догнать, "Белый лебедь", как его называли, запросто уходит от них! И тем самым радует в их авиационном раю души трагически-героических ТБ-3…

Вечные крылья Родины…

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх