Свежие комментарии

  • Анатолий ashkourin
    Это не море копать,тут хохлам на недельку работы,тока лопаты надо подогнать..Босфор мелеет: За...
  • Руслан Баратов
    Америкосы наркоту украм привезли.Что-то везут: в К...
  • Руслан Баратов
    Норвежские подлодки с пробоиной упадут на дно и перегородят фарватер.Норвежские подлод...

Гром и молния. Польский эсминец Błyskawica

Гром и молния. Польский эсминец Błyskawica

Эскадренные миноносцы типа Grom («Гром») по праву считались лучшими кораблями ВМС Польши и одними из мощнейших эсминцев Второй мировой войны. Построенный по последнему слову техники, эсминец Błyskawica («Блыскавица») прошёл всю Вторую мировую войну и снискал боевую славу.

Проектирование и строительство

В результате Данцигского кризиса 1932 года Польша получила право размещать свои корабли в вольном городе Данциге (ныне Гданьск). С этого момента Польша начала наращивать военно-морской флот. После собеседования контр-адмирала Ежи Свирского и польского лидера Юзефа Пилсудского было решено объявить тендер на постройку двух эсминцев.

Польское командование, заказав Франции постройку эсминцев Wicher и Burza, столкнулось с большими организационными проблемами — строительство Burza длилось больше трёх лет. В связи с этим предпочтение было отдано англичанам. Конкурс на строительство выиграла британская верфь John Samuel White & Co. Ltd. Этот контракт укрепил отношения Польши и Великобритании.

Гром и молния. Польский эсминец BłyskawicaORP Błyskawica (Корабль Польской Республики «Блыскавица») после модернизации 1941 года

В июле 1935 года был заложен головной корабль нового типа — будущий «Гром». Спустя два месяца началось строительство второго эсминца, который будет назван «Блыскавицей» (с польск.

— «молния»). Он был спущен на воду 1 октября 1936 года, ровно через год после закладки киля. Для строительства использовались материалы, которые были произведены непосредственно в Польше. В связи с этим стоимость кораблей составила лишь 450 000 фунтов стерлингов, что на четверть дешевле их предшественников.

Тактико-технические характеристики

Будучи построенными на английских верфях по проекту английских кораблестроителей, эсминцы типа «Гром» имели архитектуру близкую к британским кораблям. Носовая оконечность, как это свойственно лидерам флотилии эсминцев, имела обводы, которые способствовали высоким скоростным качествам. Корма же имела округлую форму на манер английских эскадренных миноносцев.

Гром и молния. Польский эсминец BłyskawicaЗавершающий этап строительства ORP Błyskawica. Док в Саутгемптоне, ноябрь 1937 года

Энергетическая установка состояла из двух паровых турбин, трёх котлов и имела мощность 54 000 л.с. Это обеспечивало кораблю довольно высокие скоростные показатели. «Блыскавица» мог развить скорость почти 40 узлов, уступая по этому параметру лишь французским лидерам. Одной из причин высокой скорости, помимо мощных двигателей, было и относительно малое водоизмещение — всего 2400 тонн. Одним из недостатков корабля был малый запас топлива.

Эсминцы типа «Гром» оснащались самыми современными видами корабельного вооружения. Главный калибр состоял из семи мощных орудий калибром 120 мм, выполненных по английским стандартам. Максимальная дальность стрельбы составляла 20 км, скорострельность — 10 выстрелов в минуту. Двадцатикилограммовый снаряд, начинённый девятью килограммами взрывчатки, развивал скорость 900 м/с. Для борьбы с крупными надводными силами на кораблях также были установлены два 550-мм трёхтрубных торпедных аппарата. Для противодействия подлодкам на борту эсминцев имелись 20 глубинных бомб.

Гром и молния. Польский эсминец Błyskawica40-мм спаренные зенитные автоматы Bofors wz.36

Одним из главных недостатков системы вооружения считалась ПВО. Воздушное прикрытие обеспечивали только две спаренных 40-мм установки и восемь крупнокалиберных пулемётов. Этот недостаток станет одной из причин гибели «Грома».

«Гром» и «Блыскавица», имевшие характеристики близкие к лидерам, могли на равных конкурировать с эсминцами других стран. Современная система вооружения позволяла им эффективно вести артиллерийский бой. А высокие скоростные показатели позволяли диктовать условия боя. И всё же, несмотря на эти преимущества, «Гром» не сумел пережить войну.

Служба польской «молнии»

«Гром» и «Молния» встретили первые дни Второй мировой войны в шотландском порте Лейт. Будучи в подчинении англичан, польские корабли были перебазированы в Плимут, безуспешно атаковав по дороге немецкую подводную лодку.

Гром и молния. Польский эсминец BłyskawicaORP Błyskawica в Гдыне

Эсминцы так и не приняли участия в боях Польской кампании вермахта. После капитуляции Польши «Гром» и «Молния» прибыли в порт Гарвич. До апреля 1940 года они выходили в воды Северного моря. В ходе норвежской кампании эсминцы бомбардировали Нарвик. Немцы, ощущая удары «Грома», прозвали корабль «польским дьяволом».

4 мая немецкая авиация совершила налёт на британскую эскадру. «Гром» был атакован бомбардировщиком He-111. Эсминец получил два бомбовых попадания. Одна бомба попала в склад торпед. Детонации лишь одной хватило, чтобы уничтожить корабль. Он затонул спустя три минуты. «Блыскавице» повезло: несмотря на все усилия немцев, корабль остался невредимым.

Гром и молния. Польский эсминец BłyskawicaGrom и Błyskawica на пути в Британию, август 1939 года

После участия в операции «Динамо» по спасению английских, французских и бельгийских сухопутных частей из города Дюнкерк, «Блыскавица» получил ремонт и прошёл модернизацию. Он прибыл в Каус, где был заложен киль корабля.

В декабре польская «Молния» попала в сильнейший шторм (11 баллов по 12-бальной шкале Бофорта). Благодаря экипажу эсминец остался на плаву, однако получил серьёзные повреждения и отправился на ремонт. После ремонтных работ «Блыскавица» вновь попал под удар стихии. Очередной ремонт продлился до ноября 1941 года. За это время корабль прошёл модернизацию: взамен старых орудий были установлены четыре 102-мм спаренные орудийные башни и 20-мм зенитные автоматы.

В апреле 1942 года «Блыскавица» в очередной раз попал в шторм, после которого потребовался ремонт. 5 мая 1942 года корабль стоял в Каусском доке. Ночью Люфтваффе совершили массированный авианалёт на остров Уайт. Во многом благодаря командиру эсминца Войцеху Францкому Каус был отбит. Польские моряки помогли жителям маленького городка восстановить постройки и отремонтировать корабль. В память об этом событии, а также в честь польского командора в Каусе установлен мемориал, а одна из площадей города носит имя Войцеха Францкого.

Гром и молния. Польский эсминец Błyskawica Błyskawica на якоре после ремонта, 1942 год

После ремонта «Блыскавица» вошёл в состав эскорта конвоев. С августа по сентябрь 1942 года эсминец сопроводил 17 конвоев. В ноябре этого же года проходила операция «Факел», целью которой была высадка союзников в Северной Африке. Польский эсминец обеспечил оперативную высадку 30 тысяч солдат, которым предстояло освободить Алжир. Близ Алжира он отбил воздушную атаку, после чего оказал поддержку в уничтожении вражеских подлодок.

В декабре 1942 года корабль вошёл в состав британского соединения «H», которое базировалось в Средиземном море. До конца 1943 года «Блыскавица» входил в состав эскорта и обеспечивал безопасность проходившим конвоям. В первых месяцах 1944 года «Блыскавица» принимал активное участие в бомбардировке военно-морских баз в Норвегии. В июне началась масштабная операция по высадке союзников во Франции. «Поляк» в составе эскадры коллег из Британии и Канады принял участие в морском бою против флотилии германских эсминцев. В ходе боя 9 июня 1944 года дивизион канадских и английских эсминцев уничтожил два немецких миноносца Z-32 и ZH-1.

Операция по уничтожению подводного флота Германии под кодовым обозначением «Дедлайт» стала для польской «молнии» последней. За Вторую мировую войну «Блыскавица» принял участие в сопровождении более восьмидесяти конвоев, пройдя 150 000 морских миль. Корабль, ощутивший всю тяжесть ударов водной стихии, отбил несколько воздушных атак и уничтожил 3 подлодки.

Гром и молния. Польский эсминец BłyskawicaORP Błyskawica в Гдыне. После войны эсминец прошёл модернизацию, в ходе которой были установлены советские универсальные орудия Б-24

Корабль вошёл в состав ВМС Польши в 1947 году. В 60-х годах, после нескольких модернизаций, эсминец был назван лучшим кораблём военно-морских сил Польши. В 1967 его славная боевая карьера омрачилась трагедией — в котельном отделении произошёл прорыв пара. В результате этой аварии погибли семь моряков.

В 1976 году «Блыскавица» встал на вечную стоянку в качестве музейного экспоната в городе Гдыня. За выдающиеся боевые заслуги он был удостоен ордена Virtuti Militari, став единственным кораблём, получившим самую ценную и известную польскую награду. В 2006 году его побратимом стал канадский эсминец Haida, который также принимал участие в морском бою против немецкой эскадры миноносцев 9 июня 1944 года.

Гром и молния. Польский эсминец Błyskawica

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх