Свежие комментарии

Жертвы импортозамещения: Зачем Россия продает свои новые корветы Алжиру

Жертвы импортозамещения: Зачем Россия продает свои новые корветы Алжиру

alt

Не так давно в американскую прессу (Military Watch) со ссылкой на алжирские источники просочилась информация, что алжирские ВМС планируют усилиться за счет покупки у РФ трех многоцелевых корветов УРО ближней морской зоны типа «Стерегущий». И даже сроки получения первых двух кораблей были обозначены – 2021-2022 гг. Если это произойдет, то Алжир станет самой влиятельной силой в своем регионе, а его корабли самыми опасными в Африке. Дело в том, что корветы проекта 20380 типа «Стерегущий» являются одними из самых тяжеловооруженных боевых кораблей своего размерного ряда в мире, не имея соперников за это звание за пределами РФ.

Не зря по классификации НАТО их относят не к корветам, а к фрегатам. И действительно, наш боевой корабль 4-го поколения, который у нас до последнего времени вообще относился к СКР 3-го ранга (малым сторожевым кораблям ближней морской зоны), по огневой мощи на голову превосходит своих западных одноклассников и может вести равный бой с кораблями, намного превосходящими его по водоизмещению (даже с эсминцами водоизмещением до 5 тыс. тонн).

Очередные жертвы импортозамещения или зачем этот аттракцион невиданной щедрости?


Можно было бы порадоваться за алжирских товарищей, они уже давно облизывались, глядя на эти наши многоцелевые кораблики-невидимки ближней морской зоны.
И так к ним подходили, и этак. Еще с 2013 года вели переговоры об их строительстве. Но официальной информации о заключении контракта не было. Впервые модель нового варианта корвета проекта 20382 «Тигр» (это экспортная версия проекта 20380) Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) представила на суд общественности на Международном военно-морском салоне МВМС-2015 в Санкт-Петербурге. Основное отличие этого проекта от базового было в использовании при комплектации упрощённого вооружения в экспортном исполнении, а также наличие возможностей замены систем вооружения на аналоги западного производства в зависимости от конкретных требований заказчика. В базовой российской комплектации присутствовали — ударный противокорабельный комплекс «Яхонт» или «Калибр», два ЗРПК «Каштан-М» для противоракетной обороны, артиллерийское орудие А-190 калибра 100 мм, а также палубный вертолет типа Ка-27.

По слухам, тогда и был заключен данный контракт и вроде бы даже на «Северной верфи» (Санкт-Петербург) с 2015 года началось строительство, но все проходило под грифом «Секретно». Информация просочилась в прессу, причем, опять иностранную, только при пожаре, возникшем на ПАО ССЗ «Северная верфь» в июле 2015-го, при котором пострадали люди (1 погибший, 6 раненых), тогда в прессу попали фото, по которым можно было идентифицировать обводы корпуса строящегося корвета класса «Стерегущий». Но российская сторона никак не подтверждала заказ, по которому алжирские ВМС должны были получить даже не три корвета УРО, а целых шесть (в двух разных комплектациях: первые три с упором на ПВО – как корабли противовоздушной обороны, вторые три как корветы ПЛО – с упором на противолодочную борьбу).

Теперь же информация всплыла. И вроде бы, чего переживать? Деньги карман не тянут и никогда лишними не бывают. Радоваться надо, пополнен бюджет. Но вся беда в том, что алжирским ВМС достались не «Тигры» проекта 20382, а корветы проекта 20380, строящиеся на «Северной верфи» по заказу ВМФ для ЧФ РФ. Это корветы «Ретивый» и «Строгий», заложенные в феврале 2015 года, первый из них был спущен на воду в марте 2020-го (сейчас проходит швартовые испытания), второй готовится к спуску на воду весной этого года. Казалось бы, откуда такой аттракцион невиданной щедрости? У нас у самих кораблей подобного класса не хватает, чего мы ими разбрасываемся?

Справка: Корабли проектов 20380/20385 – серия российских многоцелевых корветов (малых сторожевых кораблей) 2-го ранга с управляемым ракетным оружием (УРО) ближней морской зоны. Разработаны Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург) в конце 1990-х – начале 2000-х гг. Предназначены для выполнения эскортных и ударных задач в ближней морской зоне, патрулирования прибрежных вод, дозорной службы. Этот проект кораблей на ближайшие 30-40 лет должен был стать основой ВМФ России в ближней морской зоне.

На данный момент уже построено 10 кораблей этого класса (8 – в строю, 2 – спущены на воду и готовятся к швартовым испытаниям), 3 строятся. Итого 13. И еще на строительство 16-ти корветов заключены контракты между Минобороны РФ и ССЗ «Северная верфь» (Санкт-Петербург) и АСЗ (Комсомольск-на-Амуре). Выходит, что по состоянию на конец 2020 года построено и законтрактовано 29 единиц базового проекта 20380/20385 и его последующих модификаций, что делает данную серию кораблей самой крупной серией среди основных классов судов 4-го поколения ВМФ РФ. Согласно принятой доктрины развития отечественного флота, именно корветы (наряду с фрегатами) и должны стать тем самым становым хребтом, вокруг которого будут формироваться наши надводные военно-морские силы. Корабельный парк ВМФ РФ неизбежно стареет, мы рискуем к 2030 году вообще остаться без БНК (больших надводных кораблей) 1-го и 2-го ранга, а поскольку бюджет не резиновый, было принято решение делать ставку на небольшие вымпела, насыщая их огнем и давая возможность противостоять гораздо более крупным кораблям потенциального противника. Так, в противовес американским эсминцам и крейсерам мы сделали ставку на фрегаты 1-го и 2-го ранга и корветы 2-го ранга.

По состоянию на текущий момент на Балтике в составе БФ имеются 4 корвета проекта 20380 – головной «Стерегущий» (с 2008 года в строю), а также «Сообразительный» (с 2011-го), «Бойкий» (с 2013-го) и «Стойкий» (с 2014-го). На Тихом океане в составе ТОФ – «Совершенный» (с 2017-го), «Громкий» (с 2018-го), «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» (с 2020-го), все три корабля проекта 20380, и еще один проекта 20385 – «Гремящий» (тоже с 2020 года). Все остальные строящиеся и законтрактованные корпуса предназначались для ТОФ и ЧФ (теперь из-за алжирского контракта с ЧФ возникли вопросы, два корабля, предназначенных ему, передают Алжиру). Почему, об этом ниже.

Достоинства и недостатки проектов 20380/20385


Пока объясню, чем отличается проект 20380 от проекта 20385. В принципе это однотипные суда, разница только в вооружении, из-за чего последний был удлинен на 2 метра (106,3 м против 104,5 м), что потянуло за собой увеличение водоизмещения (2430 тонн против 2250 тонн) и замену силовой установки, мощность которой пришлось увеличить (24 тыс. л.с. против 20,8 тыс. л.с.). Увеличение размеров дало возможность усилить огневую мощь корабля путем замены противокорабельного комплекса «Уран» (с его дозвуковыми ПКР Х-35У) на УКСК 3С14 с возможностью применения всего семейства крылатых ракет «Калибр-НК», сверхзвуковых ПКР «Оникс», а в перспективе и гиперзвуковых «Цирконов» (боезапас 8 ракет). Кроме того, боекомплект ЗРК «Редут» был увеличен с 12 ячеек до 16-ти. В результате этих новаций универсальный многоцелевой корвет ПВО-ПЛО с функциями противокорабельной борьбы (в базовой версии проекта 20380) превратился в ударный многоцелевой корвет УРО (в его модернизированной версии проекта 20385). Все это значительно расширило боевые возможности корабля. Согласитесь, появление тактического ударного ракетного вооружения («Калибр», «Оникс», «Циркон») любого котенка сделает тигром.

С таким оснащением данный корабль уже представлял грозное оружие, с которым можно и нужно было выходить в дальнюю морскую и даже океаническую зону для решения задач: 1) поиска и уничтожения подводных лодок вероятного противника; 2) противодействия военным кораблям всех типов и классов; 3) огневой поддержки десанта; 4) проведения патрульных и эскортных операций; 5) защиты морских коммуникаций и объектов морской экономической деятельности; 6) демонстрации флага и военной мощи российского флота в любой точке Мирового океана. Этому способствовала и улучшенная мореходность обеих версий корабля (он устойчив к поперечной качке и способен выполнять боевые задачи при волнении моря до 5 баллов) при дальности автономного плавания 4 тыс. морских миль (на скорости 14 узлов). А его низкая радиолокационная заметность, достигнутая за счет применения новых композитных материалов (при изготовлении корпуса и надстройки удалось снизить показатель кругового рассеивания радиолокационного фона в 3 раза), значительно повысила живучесть корабля (вероятность наведения на него ПКР противника упала в 5 раз, с показателя 0,5 до показателя 0,1).

Но все эти плюсы перечеркивались единственным минусом – ненадежностью силовой установки, что при всей ее экономичности, малом весе и малошумности (и как следствие малозаметности в гидроакустическом диапазоне) все равно не позволяло использовать корабль в дальней морской зоне. Напомню, на обоих проектах – и 20380, и 20385, стояли по два дизельных агрегата ДДА-12000 пр-ва АО «Коломенский машзавод». У 20380 проекта для этого использовались 4 дизеля 10Д49 мощностью по 5200 л.с. (по два на каждый агрегат), которые через реверс-редукторные передачи РРД 12000 пр-ва ПАО «Звезда» (Санкт-Петербург) передавали крутящий момент на два вала с гребными винтами фиксированного шага. У 20385 для этого использовались 4 дизеля 16Д49 мощностью 6000 л.с. того же производителя.

И все бы хорошо, но данная техника очень чувствительная к условиям эксплуатации. Экономичная, слов нет, корвет «Громкий» (5-й серийный), по заявлению зам. командующего ТОФ контр-адмирала Игоря Королева, стал «самым экономичным кораблем за всю историю ВМФ и способен совершать одиночные автономные походы до берегов Австралии». Способен, но дойдет ли? Пример головного корабля корвета «Стерегущий» настораживает. В первые несколько лет служебно-боевой деятельности на нем дважды ломались оба среднеоборотных дизельных двигателя главной энергетической установки.

По этой причине проект 20385 штатно планировалось комплектовать немецким дизелем MTU Friedrichshafen, но тут вмешались санкции 2014 года. Из-за чего головной корвет «Гремящий» вынужденно получил вместо немецкой силовой установки отечественную пр-ва АО «Коломенский машзавод» (4 дизеля 16Д49) и с декабря 2020 года в составе ТОФ приступил к несению службы, по результатам которой и будет принято решение о продолжении серии. Первый серийный корвет этого проекта «Проворный» в сентябре 2019 был спущен на воду и сейчас готовится к швартовым испытаниям (укомплектован, как и головной корвет коломенскими дизелями). Остальные законтрактованные корабли проекта 20385 пока в подвешенном состоянии, ждут итогов служебно-боевой деятельности «Гремящего». В мае 2015 представители завода-производителя (ПАО ССЗ «Северная верфь») даже заявили, что проект 20385 из-за проблем с импортными комплектующими сворачивается, по нему будут построены только два корабля («Гремящий» и «Проворный») с заменой зарубежных комплектующих на отечественные, а остальные будут строиться по модернизированному проекту 20380. Как оно будет на самом деле, посмотрим. Кстати, алжирский корвет будет укомплектован именно немецким MTU дизелем, а не коломенским (видимо, алжирцы что-то знают). Все это стало поводом для замены в перспективном проекте 20386 ЦМКБ «Алмаз» коломенского ДДА-12000 на более надежный и легкий (но и более дорогой) ярославский газотурбинный агрегат КГА МА3 (на базе нового двигателя ГТД М90ФР). Итак, подводя некий итог, можно сказать, что очередной жертвой санкционной войны между РФ и коллективным Западом пали корветы проекта 20385.

На этом вынужден пока поставить точку. Продолжение следует… Там мы поговорим о корветах проекта 20386.

Let's block ads! (Why?)

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх