Свежие комментарии

  • Анатолий ashkourin17 января, 6:50
    Эта болшой мухи лэтаюта...На авиабазе Хмейм...
  • Анатолий ashkourin17 января, 6:48
    Надо еще поставить глушители в задний проход,иначе найдут по запаху..Глушители массово...
  • Анатолий ashkourin17 января, 6:46
    Эффективное средство для борьбы с ковидом19«Ярс» уходит под ...

Запуск «Ангары»: Россия вернулась в клуб производителей тяжелых ракет

Запуск «Ангары»: Россия вернулась в клуб производителей тяжелых ракет

alt

Накануне произошло значимое для отечественной космонавтики событие. На орбиту во второй раз была успешно выведена ракета-носитель (РН) тяжелого класса «Ангара-А5», что вызвало неподдельный восторг со стороны главы «Роскосмоса» Дмитрий Рогозина. Чем же объясняется его столь эмоциональная реакция?

В своем аккаунте в Твиттере Дмитрий Олегович с явно приятным удивлением, как будто выиграв на спор ящик дорогого коньяка, написал следующее:

Она летает, черт возьми!!!

Радость чиновника после череды скандалов и неурядиц вокруг возглавляемой им госкорпорации можно понять. Очень хочется надеяться, что рядовое в общем-то событие завершит черную полосу у «Роскосмоса» и станет началом белой. Какие же теперь открываются возможности перед отечественной космонавтикой?

Во-первых, Россия закрывает ту дыру, которая образовалась после прекращения производства «Протонов». Старые советские РН были надежными рабочими лошадками, но главной их проблемой являлось использование токсичного гептила в качестве топлива. Казахские друзья выставляли астрономические счета при любой аварии, загрязняющей их территорию. В результате было принято принципиальное решение перенести инфраструктуру в Россию, а также прекратить производство двигателей для «Протонов».

К 2025 году наша страна вообще могла остаться без тяжелых ракет-носителей.

Семейство ракет «Ангара» создавалось как раз им на замену. Вместо токсичного топлива они используют экологически безопасную пару кислород-керосин. Сами РН являются модульными и призваны заменить ранее созданные во всех основных классах: «Ангара-А5» – «Протон-М», «Ангара-А3» – украинский «Зенит», «Ангара-1.2» – «Циклон-2/3» и «Космос-3М». При этом «Ангара-А5» превосходит предшественницу по грузоподъемности. Теперь ей необходимо начать активно летать, двух успешных запусков явно недостаточно. Их должно пройти от шести до десяти, чтобы надежно обеспечить ракету заказами. Первым клиентом будет Минобороны РФ, которое нуждается в выводе на геостационарную орбиту спутников разведки, навигации и наблюдения.

Во-вторых, тяжелая ракета-носитель может быть использована при создании национальной орбитальной станции на замену утопленному «Миру». МКС была во многом политическим проектом, зафиксировавшим крах двухполярной системы и гегемонию США, и свое она уже почти отслужила. В настоящее время американцы продвигают проект окололунной станции, китайцы – своей собственной орбитальной. Одна Россия рискует остаться ни с чем, либо войти в чужие проекты на вторым или даже третьих ролях. Без своей ракеты-носителя тяжелого класса «Роскосмосу» создать «Мир-2» просто не по силам.

В-третьих, «Ангара-А5» теоретически может быть использована при освоении Луны и дальнего космоса. У США для этих целей имеются тяжелые Falcon-9 и Delta-IV Heavy, и на подходе сверхтяжелый носитель SLS, который сможет доставлять на опорную орбиту от 95 до 130 тонн полезной нагрузки. У Китая есть тяжелая РН «Чанчжэн-5», выводящая на орбиту до 25 тонн, а также проектируется сверхтяжелая «Чанчжэн-9», которой по силам будет доставить 133 тонны на опорную орбиту и до 50 тонн – на геостационарную. Возможностей «Ангары-А5» для достижения Луны по сравнению с конкурентами пока явно недостаточно, ракета-носитель может вывести на околоземную орбиту 24,5 тонны.

Сперва придется создать версию «Ангара-А5В» с криогенным разгонным блоком, довести до ума космический корабль «Орел», а также подготовить стартовые столы на космодроме Восточный. Сама российская пилотируемая лунная миссия из-за ограничений по мощности ракеты-носителя будет четырехпусковой. Впрочем, с учетом секвестра бюджета «Роскосмоса», это уже совсем отдаленная история.

В завершение хотелось бы заметить, что негоже главе госкорпорации публично дивиться тому, что во вверенном ему хозяйстве еще что-то да летает. Это по репутации «Роскосмоса» бьет, если сам Дмитрий Олегович этого не понимает.

Let's block ads! (Why?)

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх