Андрей * предлагает Вам запомнить сайт «Будни мужчин. Все что нам интересно - про политику, ремонт и обо всем остальном.»
Вы хотите запомнить сайт «Будни мужчин. Все что нам интересно - про политику, ремонт и обо всем остальном.»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Поиск по блогу

Неизвестный «Запорожец»

развернуть

Неизвестный «Запорожец»

ZAZ970B_1

Более пятидесяти лет назад, на запорожском автомобилестроительном заводе под названием «Коммунар», были разработаны уникальные коммерческие автомобили ЗАЗ-970/971. Они отличались от предшественников особыми техническими характеристиками, имели прекрасные рабочие показатели…

Это изобретение не входило в планы министерства, являлось личной инициативой конструкторов дизайнеров и управления автозавода, в частности, его директора Юрия Сорочкина. Ведущим конструктором проекта стал один из разработчиков автомобиля «Москвич-444», Лев Мурашов.

А начиналось все вот так: 18 июня 1959 года из экспериментального цеха вышел первый «Запорожец 965».

Весной 1961 года, почти сразу после запуска в серию модели ЗАЗ-965, завод приступил к разработке новой модели ЗАЗ-966 и уже в ноябре того же года опытный образец был продемонстрирован на ВДНХ.

ZAZ-966_variant1_01

Прототип был построен в двух экземплярах. В машине располагалась справа от щитка прибора небольшой рычаг переключения передач. Однако впоследствии от такого размещения отказались, потому что удобства это, по сравнению с традиционным расположением, не добавляло, а конструкцию усложняло и удорожало.

ZAZ-966_variant2_01

Любимец народа с итальянскими корнями имел большую любовь. Последующая модель ЗАЗ-968 уже имела немецкие корни, но также была популярна и любима.

zaz966

NSU Prinz 4 был в Германии очень популярным автомобилем, настолько популярным, что клубы любителей NSU Prinz существуют и сейчас.

d55b43u-960

Ассортимент серийных моделей «Запорожцев» был ограничен. Базовые модели были фактически одни и те же, с легкими изменениями они получали дополнительную букву. Были еще и ЗаЗовские вездеходы, но их производство было передано на Луцкий автомобильный завод.

Вездеход «Целина».

luaz_967_1

Уже во время подготовки к производству автомобиля ЗАЗ-965 возникла мысль о разработке на его базе грузового микроавтомобиля. Эта задача была решена совместно инженерами завода «Коммунар» и НАМИ.

Грузовик на базе «Запорожца»? Да! И решение это было не случайным. Во-первых, стране были позарез нужны компактные малотоннажные машины — лишь ЗМА в небольших количествах делал фургончики — «москвичи», а, во-вторых, конструкторы во всем мире продолжали в те годы бредить немецким «Фольксвагеном» T1.

clip_image006

clip_image007

Даже американцы, проектируя заднемоторный «Шевроле-Корвэйр», использовали германский опыт.

clip_image008

clip_image009

Победное же шествие «Жука» продолжили удачные грузовички и микроавтобусы на его базе — «Транспортер-Т1″. Такой автомобиль, кстати, был в те годы на ЗАЗе, и с ним, конечно, познакомились основательно.

Семейство ЗАЗ-970 включало грузовичок, фургон и пассажирский автомобиль — теперь бы его назвали мини-вэном. Кстати, серийных аналогов компактной шестиместной машине вагонной компоновки в мире тогда почти не встречалось. По сути, подобные конструкции получили распространение лишь в последние годы.

Первый образец, прозванный на заводе «Точило», отличался коротким «капотом» и внешне немного напоминал ЗАЗ-965. «Бескапотные вагончики» появились уже в 1962-м. Кстати, в то время в СССР машинам вагонной компоновки конструкторы уделяли особое внимание.

Главным пропагандистом такой схемы был Юрий Аронович Долматовский — талантливый дизайнер и популяризатор автомобилизма. Как показало время, он был прав.

clip_image010

clip_image011

Предельно функциональный дизайн ЗАЗ-970 разрабатывали в заводском бюро архитектурного оформления автомобиля (понятия «дизайн-центр» тогда еще не было) под руководством Юрия Викторовича Данилова, а ведущим конструктором несущего кузова был Лев Петрович Мурашов. Еще работая на ЗМА, он участвовал в создании «Москвича-444″ — прототипа ЗАЗ-965.

Двигатель и коробка передач на ЗАЗ-970 стояли серийные. У ступиц задних колес, с целью увеличить передаточное отношение, поставили колесные редукторы. Мотор мощностью 27 л. с. разгонял груженую машину всего до 70-75 км/ч, но для развозки товаров по городу, с учетом скоростей того времени, этого было достаточно. При этом автомобиль в среднем расходовал 7,5 л бензина на 100 км. Мотор, как и на стандартном «Запорожце», размещался сзади, но поскольку агрегат частично находился под полом, его теплонагруженность была даже меньше, чем у ЗАЗ-965.

И испытателям, и «купцам» машина нравилась, только «горб» в кузове, особенно в фургоне с единственной задней дверью (у микроавтобуса была боковая), мешал погрузке-выгрузке.

clip_image012

clip_image013

Увы, и «торговое лобби» не могло помочь: завод еле-еле тянул план, на подходе был «966-й», а конструкторы уже работали над полноприводной машиной, которую позднее запустили в Луцке.

В 1962 году был создан шестиместный микроавтобус (по нынешней классификации — минивэн) ЗАЗ-970В. Сиденья второго и третьего ряда были сконструированы складывающимися, поэтому автомобиль был, по сути, грузопассажирским — при сложенных двух задних сиденьях он мог перевозить 175 кг груза, а при сложенных двух рядах сидений — 350 кг груза.

zaz-vypustit-unikalnyj-krossover-po-cene-legkovushki-2

Как и у фургона ЗАЗ-970Б, двигатель заметным «горбом» выдавался в салон, отчего два сиденья третьего ряда были раздельными и размещены на заметном расстоянии друг от друга — между ними располагался сервисный люк для доступа к двигателю. В отличие от фургона, в салоне микроавтобуса был предусмотрен вентиляционный люк в крыше, а дверь для входа и выхода пассажиров была всего одна — по правому борту.

Был создан и грузовой вариант с тентованным кузовом.

b012bd8s-960

Фургон для мелких грузов в торговле ЗАЗ-970 Ф, (август, 1964 год).

clip_image016

Бортовой вариант.

clip_image017

На базе данного фургона был создан грузопассажирский автомобиль ЗАЗ-970В, рассчитанный на 6-7 человек и ЗАЗ-970Г – бортовой, на 400 кг груза. Шел рабочий процесс по разработке полноприводных машин ЗАЗ-971.

zaz_3_autohis.ru

С каждым годом по миру колесило все больше компактных грузовичков, через несколько десятилетий «распробовали» и мини-вэны. С появлением на дорогах СССР грузовых польских «Жук» и «Ниса», работы по минигрузовичкам в стране практически прекратились. О «970-м» постепенно забыли.

Экспериментальные образцы прописались в заводском дворе. Как водится, с них для других прототипов постепенно снимали дефицитные детали, а кузова быстро покрывались ржавчиной. Что было дальше, вы уже знаете…

http://ussrlife.blogspot.co.il/2013/12/blog-post_8595.html

 


Источник →

Опубликовано 09.08.2017 в 15:59

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Винные пробки: 5 способов ис…

Винные пробки: 5 способов использования на кухне

18 янв, 11:03
0 0
9 самых красивых рождественс…

9 самых красивых рождественских цветов

18 янв, 10:55
0 0
Панно из суккулентов: мастер…

Панно из суккулентов: мастер-класс (видео)

18 янв, 10:48
0 0
10 популярных сортов хризант…

10 популярных сортов хризантемы для открытого грунта

18 янв, 10:44
0 0

Ожидайки

18 янв, 09:47
0 0
Что сажать на рассаду в янва…

Что сажать на рассаду в январе: советы специалистов

18 янв, 09:35
0 0
15 вещей, от которых давно п…

15 вещей, от которых давно пора избавиться

18 янв, 07:46
0 0
Самый проходимый вездеход

Самый проходимый вездеход

18 янв, 06:30
0 0
Для чего было создано спецпо…

Для чего было создано спецподразделение «Альфа»

18 янв, 05:30
0 0
Наш сын - не сын нищебродов"

Наш сын - не сын нищебродов"

18 янв, 01:31
0 0
Три ошибки мужчин старше сорока лет

Три ошибки мужчин старше сорока лет

18 янв, 01:16
0 0
Москвичей на всех не хватает…

Москвичей на всех не хватает – куда вы претесь, лимита?

18 янв, 01:00
0 0
Красивые девушки в униформе и без

Красивые девушки в униформе и без

17 янв, 21:21
0 0
Я и баба, и мужик, я и лошад…

Я и баба, и мужик, я и лошадь, я и бык

17 янв, 21:09
0 0
Неадекватные подростки в маг…

Неадекватные подростки в магазине Новосибирска

17 янв, 20:25
0 0
Подборка "автожести": фотогр…

Подборка "автожести": фотографии из автосервисов

17 янв, 20:24
0 0
В Берлине выстроилась огромн…

В Берлине выстроилась огромная очередь за кроссовками со встроенным проездным

17 янв, 20:20
0 0
Он в одиночку построил себе …

Он в одиночку построил себе бревенчатую избу. И показал, как это сделал

17 янв, 20:19
0 0
История из жизни моего прият…

История из жизни моего приятеля участником которой я стал

17 янв, 20:14
0 0
Читать

Последние комментарии

Владимир Мищенко
Всё правильно
Владимир Мищенко 5 вещей, на которые тратятся только бедные люди
Nick Nick
Совик ёжиковый
Поменьше их в плен брать....
Совик ёжиковый «Забудь, что ты немец»: как выживали «фрицы» в советском плену
Александр Фишкин
Александр Фишкин
Например, существует ли Вячеслав Фефилов? ))
Александр Фишкин 10 безумно простых и забавных философских парадоксов